DeadlyMercury (DeadlyMercury [wargaming.net]) wrote in world_of_planes,
DeadlyMercury
DeadlyMercury [wargaming.net]
world_of_planes

Вирпильское #14 - Рыцари и небо

Господа, я люблю самолеты!
Люблю флаттер, люблю помпаж, люблю пикирование, люблю горку, люблю сваливание, люблю штопор, люблю ножницы, люблю бочку, люблю колокол.
В тумане, в грозу, в жару, в темноте, в бураны, в штиль, в шторм, в облаках, у земли. Я искренне люблю все связанное с самолетами, что только существуют на этой планете!
Люблю оглушительный грохот авиапушки, разрывающей противника на части... Когда вражеский самолет разваливается в воздухе, а потом мелкими кусочками осыпается на землю – моё сердце поёт!
Люблю, когда наш перехватчик с его самонаводящимися ракетами сходится с вражеским разведчиком! До чего же приятное чувство, когда они катапультируются из подбитого самолета, лишившись надежды избежать своей участи!
Люблю, когда пехота бросается врассыпную под звуки пикирующих штурмовиков.
Меня трогает вид новобранцев, испуганно жмущих стартер отказавшего двигателя снова и снова, пока драгоценное время уходит. А вид скапотировавшего на кочке истребителя вызывает странную горечь в горле.
И до чего же восхитительно визжат пневматики шасси, отвечая на движение руки, которым я сажаю машину!
Люблю, когда опытные летчики впадают в панику. Когда бомбардировщик, которую они защищали, был подожжен неопознанным противником, а они это проворонили... Как же они расстроились.
С удовольствием вспоминаю, как тренировался полетам в группе! А они смеялись и спрашивали, хватит ли мне на сегодня, не залил ли я потом кабину?
Господа, я желаю видеть больше самолетов!
Господа, вирпилы, пони, хейтеры, фанбои...
Господа, чего вы хотите? Вы тоже хотите самолетов?
Вы хотите настоящих, беспощадных к ошибкам самолетов?
Хотите вызова, который заставит ваше сердце трепетать, вашу душу леденеть и ваш разум работать?
Хорошо же, будут вам самолеты!

(по мотивам Hellsing Ultimate)


[Раскрыть непозволительно длинную стену текста]Обычно, когда говорят об авиации времен первой мировой - в голове всплывают этакие образы рыцарства, дуэлей мастеров по строгим правилам чести, поголовная приближенность пилотов к аристократии... Прямо не война, а рыцарский турнир.
Я не могу сказать, с чем это связанно - может быть с тем, что некоторые воздухоплаватели действительно были "благородных кровей" - однако также среди воздухоплавателей было много и "простолюдинов", которые, не смотря на это - являлись асами. Может быть - это просто общий уровень романтизации тех событий. А может быть - однажды кто-то так ляпнул и заверте...

Лично мне кажется это не правильным, все-таки эти люди имеют мало общего с рыцарями или таковое сильное сходство некоторых конкретных линостей - не самая важная деталь в их биографии. В первую очередь, все они поголовно - пионеры. То есть первопроходцы. И будучи первопроходцами - они столкнулись с огромным количеством проблем, ранее никому не известных и, ясное дело, не имеющих готового решения. Именно рядовые летчики, основываясь только на зачатках знаний о принципах полета самолета, подмечали какие-то особые нюансы пилотирования и возможность выполнения фигур высшего пилотажа, которые в свою очередь придумали путем проб и ошибок другие рядовые летчики. Именно рядовые летчики узнали, что при выполнении знаменитой (и будоражещей умы авиаторов того времени) петли Нестерова не закрепленные должным образом в кабине предметы и амуниция могут вывалиться из кабины и даже попасть в пропеллер, сломав его. Именно рядовые летчики, а не специалисты ЦАГИ и других подобных институтов, погибали в штопоре, но и научились выходить из него. Именно рядовые летчики - а не умудренные всеми возможными ситуациями и знаниями испытатели, облетывали новые самолеты, иногда - ценой своей жизни выявляли критические недостатки. Именно рядовые летчики, а не специалисты-конструкторы, узнали, что у полутороплана Ньюпорт 17 очень легко разрушается нижнее полукрыло с единственным лонжероном и что полуторапланы исчерпали себя, достигнув высоких скоростей полета - но не многим удалось сесть после такого и сообщить об этом. Именно рядовые летчики столкнулись с проблемами потери ориентации в облаках и обледенением - но опять же не многие смогли рассказать об этом.

И разумеется - именно рядовые летчики начали проводить первые воздушные бои и разрабатывать первые тактики ведения боя. Именно они быстро выяснили, что ручное оружие в воздушных боях - не продуктивно и не приносит желаемого результата. Именно они после всречи с фоккерами поняли, что жить без синхронизатора - грустно, а ввязываться на двухместном разведчике в бой с полноценным истребителем еще грустнее. Именно они раз за разом убеждались, что пулеметы их времени - говно и что реальных методов воздействия на заклинивший пулемет у них зачастую нет. И что с заклинившим оружием можно только делать вид, что ты атакуешь - и распугивать врагов одним своим взглядом. И что это не всегда работает, особенно когда враг начинает что-то подозревать... А еще, что синхронизатор, оказывается - весьма нежный и капризный механизм и при неправил ьнойнастройке он легко может способствовать тому, что все выпущенные пули пройдут сквозь пропеллер, а точнее - разобьют его в щепки. И еще - что тряпки и дерево имеют очень низкое останавливающее воздействие на пулю, особенно когда она летит в голову...

И результат анализа боев у "выживших" в первых боях: что у импульисвного Манфреда фон Рихтгофена ("Красный барон"), что у невезучего Жоржа Гинемера ("Свирепый демон"), что у холодного и расчетливого Рене Поля Фонка, - был примерно одинаков и состоял из простых правил:

1) Перед вступлением в бой убедись, что ты имеешь преимущество - либо создай его!
2) Внезапность - твой друг! Атакуй ничего не подозревающего врага. Используй для этого солнце и облака, заходи сверху-сзади.
3) Меткость - твой друг! Не трать патроны, стреляй уверенно в цель с минимальной дистанции!
4) В любой не понятной ситуации - отступай!

Конечно, это несколько обобщенно и сокращенно - поэтому вот вам на всякий случай Dicta Boelke (правила, выработанные германским асом Освальдом Бёльке):
1) Старайтесь заходить на атаку сверху. По возможности солнце нужно держать у себя за спиной.
2) Начав атаку, не прекращайте её.
3) Стреляйте только с короткого расстояния, когда противник уже пойман в прицел.
4) Не теряйте противника из поля зрения и не поддавайтесь на уловки.
5) Какую бы атаку вы не предпринимали — заходите на противника сзади.
6) Если вас атакуют сверху — не пытайтесь увернуться, а идите в лобовую атаку.
7) В полёте над вражеской территорией не забывайте, в какую сторону отходить.
8) Эскадрильям: лучше всего атаковать группами по четыре или шесть самолётов. Если группа распадается, старайтесь избегать ситуаций, когда несколько человек летят за одним самолетом.

Где же рыцарство, где же правила? Ну вот как-то так, рыцарство на войну завести забыли или не посчитали нужным, а строгие правила, зачастую работавшие против пилотов - применялись только при подсчете воздушных побед. Впрочем, бытует мнение, что правила были недостаточно строгими: во всяком случае суммарно союзники сбили что-то около 12000 (двенадцати тысяч) самолетов, на что Германия и Австрия ответили примерно так: "Да вы охуели! У нас столько не было!".

Возможно, элементы рыцарства можно найти в отношении летчиков к своим врагам - в большей степени оно было основано на уважении к противнику и его мастерству. И при встрече с сильным противником, сбить которого не удавалось на протяжении, скажем, часа - вполне возможна была ситуация, что противники с миром попрощаются и разлетятся по домам на остатках топлива, довольные друг-другом - без выстрелов в спину, без подлости.

Где-то или когда-то это уважение потерялось, оставив после себя только ненависть и презрение к врагу. И не всегда оно находится и сегодня - в виртуальных схватках...

Однако это не значит, что сказанное распространяется на всех летчиков и асов того времени: в частности, упомянутый Красный Барон относился к своим противникам... Ну, скажем так: как к фрагам. Он, конечно, не высказывался в стиле "lol pwned n00b" - но, похоже, свое предназначение видел именно в методичном истреблении вражеских летчиков - не взирая на их цвет кожи мастерство и тип самолета.
За что, впрочем, и поплатился: он и раньше через чур увлекался погоней за "очередным фрагом", но в тот последний для него полет игра в догонялки за зеленым сорванцом в результате стоила ему жизни:

Оглядевшись по сторонам, Браун заметил, что одного из его ведомых преследует красный триплан. Опасность грозила одному из новичков, 2-му лейтенанту Уилфреду Мэю (Wilfred R.May), школьному товарищу Артура. Для Мэя это был один из первых боевых вылетов. В соответствии с полученными указаниями, он держался выше остальных и не пытался ввязаться в драку. Но, когда ниже его прошло несколько "германцев", новичок, не выдержав, спикировал и открыл огонь сначала по одному, затем по другому... Естественно, все пули ушли "в молоко", к тому же после чересчур длинных очередей заело оба пулемета, так что неопытный летчик оказался безоружным в окружении врагов. Вспомнив о другом указании "удирать в случае опасности", он взял курс на запад...
Выходящий из боя "Кэмел" привлек внимание одного из противников, но Мэй заметил врага только когда пули стали рвать обшивку его истребителя. Спасаясь, он перевел самолет в пикирование, затем начал бросать его из стороны в сторону. Как позже он сам вспоминал, уцелеть удалось только из-за неумения летать: маневры были непредсказуемы как для него самого, так и для преследователя. Вскоре оба истребителя оказались на минимальной высоте. Именно в этот момент их догнал Браун - он выровнял самолет и в упор сделал 40 выстрелов по противнику. На пикировании "Кэмел" сильно разогнался, и Артур, дабы избежать столкновения, был вынужден взять ручку на себя. Затем, посмотрев вниз, он увидел, как красный "Фоккер" врезался в землю.

Споры о том, кто же убил легендарного Красного Барона, не утихают до сих пор - в азарте погони он пролетел над позициями союзников на минимальной высоте и по нему стреляли все, кому не лень - не только Браун, но и несколько зенитных пулеметов и пехота, а также пролетавшие мимо R.E.8. Скорее всего - фатальный выстрел был произведен с земли (во всяком случае упоминается, что Барон получил сквозное ранение грудной клетки, причем пуля попала в правую нижнюю область со стороны спины - и вышла спереди сверху, причем застряв в одежде), однако несмотря на все это (а точнее даже не особо то и разбираясь) - победу отдали Брауну по "политическим" соображениям: союзникам давно нужна была "икона" и пример для подражания, то есть в любом случае Красный Барон "должен был" погибнуть от руки аса-истребителя и Браун был практически единственной кандидатурой.


Что-то я завернул не в ту степь, возвращаемся на исходный курс - к первопроходцам и пионерам (но не к тем, которых Раневская посылала в жопу).

Как говорится, пилот бывает храбрым - а бывает старым, и первая мировая не стала исключением из этого правила. Многие храбрые асы погибли именно в результате поражения в воздушном бою, многие старые асы - успешно пережили первую мировую, а некоторые - даже вторую: например, упомянутый Рене Фонк - не только был блетящим пилотом (пусть и некоторые горячие головы за холодность и расчетливость упрекали его в трусости), но и участником Сопротивления в годы второй мировой. Однако поговорка совсем не учитывает риск пионера - в частности, упомянутый Освальд Бёльке был весьма аккуратным и расчетливым пилотом, однако погиб в результате столкновения с одним из ведомых в групповом бою, в результате чего у него надломилось крыло и он потерял управление самолетом. Его мог спасти банальный парашют, начавший появляться к концу войны - но... он до него не дожил.
Точно также не успели дожить до парашютов и другие асы, чья смерть была вызвана не поражением в бою - а, например, потерей пространственной ориентации в облаках и последующим сваливанием в штопор. Или не дожили до разработки процедур прерванного взлета некоторые асы, погибшие в результате отказа двигателя после взлета с последующей попыткой разворота на полосу и сваливанием.
Не дожили до применения конструкторами сопромата и аэродинамических труб летчики, чьи самолеты банально развалились в воздухе по причине дефектов конструкции или просчета изобретателя.

Еще говорится, что некоторые правила пишутся кровью (а правила электробезопасности - углем). Люди, заболевшие небом в начале двадцатого века и связавщие свою жизнь с авиацией, увидели перед собой пустой белый лист. И я не думаю, что они были настолько наивны и не верили, что этот пустой лист жаждет крови. Они прекрасно это понимали и даже наблюдали, как чужой кровью, кровью друзей или твоей собственной он питается, но несмотря на это - в большинстве своем оставались преданы небу и самолетам. И в этом их доблесть, в этом их "рыцарство".


Что касается самих самолетов - после истребителей второй мировой войны и тем более современной авиации вас могут поразить крайне низкая огневая мощь ( визуального результата обстрела вражеского самолета зачастую нет - либо он проявится минут через пять, когда умрет двигатель) и низкая скорость и скороподъемность, которая не позволит уйти от атаки наверх, если вы только до этого не обрели избыток скорости в пикировании на врага. Однако стоит заметить, что при сильном избытке скорости самолет будет очень эффективно тормозиться, и в первую очередь - пропеллером. Поэтому не забудьте сказать "Спасибо!" изобретателям винта постоянных оборотов (или винта изменяемого шага), ну и поблагодарить за обдувку моделей "будущих самолетов" для повышения аэродинамического качества не забудьте :)
А еще вас приятно поразят горизонтальная маневренность самолета - он разворачивается практически на месте. Кроме того, открытая кабина и звенящий в ушах ветер вносят свой шарм и могут разнообразить серые будни виртуальных пилотов, зажатых в тесных кокпитах из металла и плексигласа :)

Низкая скорость и скороподъемность практически исключает из рациона воздушного боя такие фигуры, как восходящие спирали или вертикальные петли, в результате бой превращается в виражную схватку с нисходящими спиралями и редкими взмываниями наверх для оценки ситуации перед очередной атакой.



Вести бой в таком режиме с одной стороны - весьма просто, фактически достаточно фанатично тянуть ручку на себя, с другой стороны - сложно: во-первых, в таком бою ты не можешь оторваться от цели (иначе быстро ее потеряешь) и практически не можешь контролировать действия других врагов или твоих напарников. Во-вторых, начало срыва потока с верхнего крыла проявляется достаточно рано, причем с одной стороны - такой срыв не особо влияет на потерю скорости полета и не ведет к падению  самолета (или "зарыванию" в воздух) и к снижению угловой скорости разворота, а с другой стороны - развитие срыва происходит с внешней стороны крыла, именно там, где расположены элероны. Они и так не особо эффективны - а в виражной свалке они практически сразу "выключаются" и приходится много и отчаянно педалировать, и это, пожалуй, можно отнести к особенностям пилотирования - обычно на "самолетах здорового человека" педалировать приходится редко.
Кроме того, такие самолеты как Fokker Dr.I явно имеют тенденцию к выполнению правого виража и ну очень сопротивляются вводу в левый вираж - скорее всего, это связано с ротативным двигателем и его огромным (по сравнению с массой самолета) гироскопическим моментом. Словами не передать - как без каких-либо вопросов самолет кренится вправо и спокойно разворачивается, и как при перекладке влево он вдруг начинает взбрыкивать, стремится задрать нос и свалиться.
В создании проблем летчику от планера не отстают ни оружие (пулеметы ну очень любили клинить в то время в самый неподходящий момент), ни двигатели: последние весьма капризные, боятся и переохлаждения - и перегрева, падения оборотов при использовании прерывания зажигания (например, в снижении - когда не надо разгоняться), а также перераскрутки в пикировании, причем учитывая то, что винт имеет постоянный шаг - иногда в пикировании не помогает ни полностью убранный газ, ни даже прерывание зажигания. И ротативные двигатели отличились и здесь: настолько они легко раскручиваются под действием набегающего потока, непросто тормозятся и дохнут от малейшего превышения допустимых оборотов.

В общем, жизнь летчиков того времени была полна разных интересностей и веселостей, скучать в полете им не приходилось.

Лично мне не нравятся виражные свалки по упомянутым выше причинам - в первую очередь, из-за отсутствие контроля над боем. И я все же предпочитаю чистые бои на вертикалях - поэтому не удивительно, что мне больше всего приглянулись самолеты семейства SPAD :)
Вот этот красавец - SPAD S.XIII:


Этот истребитель с одной стороны - обладает наибольшей по сравнению с конкурентами скоростью и скороподъемностью, а с другой стороны - уступает им всем в маневренности, то есть никакого выбора в тактике ведения боев просто напросто не оставляет - только вертикаль, только атака проходами.
Бонусами будут и достаточно хорошая огневая мощь (если не рассматривать ранний SPAD VII c одиноким виккерсом), и замечательный обзор, хотя конечно обзор из кабины биплана - само по себе испытание после монопланов :)

Однако чуда тоже не стоит ожидать - если вы встретите противника на одинаковой высоте и только после расхождения начнете плавненько набирать высоту в спиральке - вы будете неприятно удивлены очередью в бок, ведь в такой ситуации вы сможете выгадать максимум метров пятьдесят высоты - и подставитесь под атаку снизу. Конечно, противник будет вынужден сильно задрать морду и после такой атаки очень быстро потеряет скорость и свалится - но пуля, несмотря на то, что дура - может и вашу голову случайно найти... Поэтому высоту надо набирать заранее - либо при схождении на одной высоте использовать не преимущество в скороподъемности - а преимущество в скорости, набирая высоту по прямой, а не по спирали вокруг противника.
Кроме того, малая эффективность элеронов относится и к Спадам - то есть просто взять и сделать классический иммельман не особо-то и получится, в верхней точке для этого будет ну слишком низкая скорость, а полет пузом к верху приведет к быстрому перебою в питании двигателя топливом и его остановке. Поэтому на мой взгляд наилучшим выходом из положения будут развороты на горке, в том числе по-вертолетному - педалями при зависании.



В свою очередь, развороту на горке по-вертолетному способствует другая интересная особенность самолетов первой мировой. По своим характеристикам: например, 500кг веса с мотором 220 лошадиных сил, - они больше похожи не на истребители второй мировой (4500кг на 1400 лошадиных сил - примерные цифры для мустанга, доры), а на современный спортивный Су-26 (800кг на 400 лошадок). Это очень легкие самолеты с весьма мощными моторами для своей массы, кроме того - основная масса сосредоточена впереди - двигатель, пилот, крылья... А хвост - пустой и легкий. И очень сильно обдувается пропеллером, из-за чего даже на низкой или нулевой скорости хвостовое оперение не теряет эффективности, а длина рычага от хвоста до тяжелого двигателя позволяет очень эффективно и быстро разворачивать самолет вокруг центра масс. Да и на площадь рулей конструкторы не поскупились, что только добавляет баллов к таким разворотам.
Соответственно, вы можете перейти в горку и в момент, близкий к зависанию, просто дать правую или левую педаль (на спаде - лучше левую, это связано с косой обдувкой), самолет развернется прямо как вертолет в аналогичном маневре - и спокойно полетит вниз. Кроме того, на горке после зависания можно принудительно перевернуть самолет носом вниз, потянув ручку на себя, да и вообще не стесняться использовать руль высоты и руль направления. Хотя, конечно, стоит опасаться снижения самолета "плашмя" и тем более со скольжениями - в такой ситуации он начинает активно штопорить и просто так из штопора уже не выходит.



Вот такие самолеты: весьма интересные в пилотировании, имеющие кучу нюансов, связанную с нежностью двигателей и конструкции и не терпящие пренебрежительного отношения к себе, но способные дарить положительные эмоции просто от самого полета. Хотя и весьма скучные и нудные в воздушном бою. Не удивительно, что некоторые воздушные победы в истории первой мировой закончились не сбитием - а принуждением врага к посадке и взятием его в плен.

Зарисовка на последок - патрулирование:


  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments