DeadlyMercury (DeadlyMercury [wargaming.net]) wrote in world_of_planes,
DeadlyMercury
DeadlyMercury [wargaming.net]
world_of_planes

Вирпильское #10 - Modern Air Combat

Прошла уже неделя теста 1.9, а никто так и не разразился простыней текста на тему, как все плохо или как все хорошо :) Реквестирую такую простыню от еще летающих!

Итак, современный воздушный бой - что же это такое? Ну, выглядит он как-то так:

**К слову о зрелищности - лично мне кажется, что бой с применением ракет гораздо зрелищнее обычного пушечного догфайта :)

А вот так работает современный штурмовик:


С появлением первых самолетов человечество небезуспешно пыталось приспособить их к военному делу, в результате к первой мировой войне вполне себе сформировался такой класс как боевая авиация, появилась стратегия ведения воздушных боев и атаки наземки с воздуха, также появилось первое примитивное ПВО в виде зенитной артиллерии. Ко второй мировой войне авиация претерпевала, скажем так, "количественные" изменения: росла мощность двигателя, скорость полета и скороподъемность, мощность вооружения или бомбовая нагрузка, бронирование и масса самолетов. Вместе с ростом скороподхемности появилась новая концепция боя на вертикалях. Появлялись первые зачатки "качественных" изменений: первые радары для ночных истребителей, продвинутые бомбовые прицелы и радиокомпас. Однако в целом основным инструментом в поиске и уничтожении целей (да и в навигации тоже) были глаза летчика. Именно на свои глаза и только на них мог полагаться летчик при поиске целей или угроз, именно с помощью глазомера оценивалась скорость истребителя противника и расстояние до него для взятия правильного упреждения. И очень многое зависело от боевого опыта летчика.

С 60ых-70ых "количественный" рост стал потихоньку переходить в качественный: кроме роста скорости полета (за счет реактивных двигателей и крыльев другой геометрии) появились новые системы поиска целей - радары, оптические станции, появились новые средства поражения целей - управляемые ракеты и управляемые бомбы (те же КАБы и JDAMы) и соответственно появилось противодействие всему этому - системы детекции запуска ракеты, системы предупреждения об облучении, системы РЭБ (радио-электронной борьбы) и так далее.
В результате было так:


И стало так:


Возможно, количество приборов в кабине пугает, однако большинство из них не требует постоянного внимания летчика и работают автоматически, а само их назначение - помочь летчику. Теперь летчик хоть и должен разбираться во всех системах своего самолета, но зато не должен помнить пристрелянные ракурсы целей или углы пикирования при бомбардировке и высоты сброса бомб, кроме того даже неуправляемыми ракетами или пушкой он может уничтожать цели за несколько километров - а не в пределах 500 метров, как раньше. Также он может сбрасывать свободнопадающие бомбы с высоты 4км как ему угодно - с пикирования, с кабрирования, с горизонтального полета - и они даже упадут именно туда, куда он прицелился - с автоматическим учетом температуры, влажности, ветра, высоты цели и так далее. Изменилась не только баллистика боеприпаса (в том числе ракет), но и возможности прицеливания с помощью современного баллистического компьютера и системы управления оружием.

Если говорить непосредственно про воздушный бой, то он изменился очень сильно: старые добрые пушечные дуэли практически отошли от дел, уступив ракетным боям. В дальнем бою основным инструментом для работы с целями является радар - с его помощью возможно обнаружение целей на дистанциях до 100-150км (за сколько километров вы сможете увидеть истребитель? :) За 2-5?), их захват (с побочным получением информации о дистанции до цели, её скорости, высоте и ракурсе) и ведение ракеты к цели.
Разумеется, сбивать цель за 100км - это слишком жЫрно, поэтому в противовес радару были придуманы бортовые системы радиоэлектронной борьбы, которые могут заспамить радар своими сигналами - помехами. Различить свой сигнал на фоне тонн спама конечно сложнее, но результат "прожига" помехи все равно лучше, чем возможности даже самого острого глаза. Кроме РЭБ самолеты оборудованы СПО (Система Предупреждения об Облучении), а значит как только ты включаешь радар - цель получает об этом информацию. Причем не информацию на уровне "кто-то где-то включл радар" - а достаточно полную информацию о типе излучения (истребитель, наземное ПВО, ДРЛО и так далее), направлении на источник и примерную дальность. Таким образом можно смело утверждать, что если цель видна на радаре - цель прекрасно "видит" тебя. Как только ты возьмешь цель в захват или подсветишь её для ракеты - СПО отреагирует соответствующим образом и сообщит о факте перехода вражеского радара из режима обзора в режим подсвета. Кроме того можно заметить, что СПО распространяется не только на радиосигналы, но и на оптические (например, лазерные дальномеры или подсвет лазером).
Дальний ракетный бой - это такие шахматы, где противник прекрасно видит все твои "ходы", а ты можешь предполагать ответные "ходы" противника. Иногда в таком бою пуск ракеты производится не для того, чтобы "сбить" - а для того, чтобы "отвлечь" противника и развлечь его выполнением противоракетных маневров, пока ты, например, стремительно убегаешь от него, или наоборот, стремительно сокращаешь дистанцию с целью навязать ближний бой.
К слову о противоракетных маневрах - ракета летит не на цель, а в предполагаемую точку встречи с целью, используется так называемый метод пропорциональной навигации и подобные. Из-за чего на твои "трепыхания" ракета отвечает еще большими "трепыханиями", в результате которых можно её "вымотать" и она, потеряв скорость, перейдет в неуправляемый полет. Соответственно в качестве противоракетного маневра подойдет даже обычная змейка, выполненная с большими перегрузками. Лично я предпочитаю размазанную бочку с перегрузками до 8g, но на видео продемонстрирована вертикальная змейка :) При выполнении таких маневров следует следить за положением цели относительно радара (радар не умеет отклоняться на 90 градусов или смотреть назад!), в ином случае можно потерять цель и соответственно потерять свою ракету (на су-27 используется Р-27 с полуактивной головкой наведения - она не подсвечивает цель, она захватывает отраженный сигнал подсвета с нашего самолета).

Успешно пережив фазу ДВБ, но не добившись результата, мы автоматически попадаем в следующую фазу - БВБ или ближний воздушный бой. В свою очередь он уже больше похож на старые-добрые дуэли на поршневых пепелацах, но за счет сильно возросшей тяговооруженности, перегрузок и наличия ракет остается много нюансов. В частности - превышение над целью на 2-5км в принципе не дает особого преимущества (в то время как в ДВБ даёт - чем выше сидишь, тем дальше летит твоя ракета) и более ценно оказаться позади противника, чем обладать большей энергией, но впереди него. Даже попытки дотянуться до цели (учитывая, что тянущаяся рука имеет длину более 5км в случае ракет Р-73) на грани сваливания не означают моментальную кару в виде пикирующего "высотника" - пикирование на форсаже почти моментально вернет скорость под 900км/ч, а последующая карусель быстро сольет "лишнюю" энергию спикировавшему, поскольку за счет большей скорости ему придется выполнять маневры на больших перегрузках, иначе он рискует уйти в больший радиус и получить тебя на хвост в подарок. Основным оружием в БВБ являются ракеты с тепловым наведением, что приводит к спонтанным феерверкам ЛТЦ (Ложных Тепловых Целей) при обнаружении пуска ракеты, или предмета, похожего на пуск ракеты, а также наводящего на мысли о пуске ракеты. Пропустить такое событие никто не хочет, поэтому перестраховываются :) Кроме того именно ракеты являются мощным стимулом не допускать к себе на хвост никого, ведь атака в ЗПС (заднюю полусферу) наиболее продуктивна ввиду прямого обзора пыщущих жаром двигателей и факелов форсажа. Пушки используются когда цель упрямо не подставляет свои двигатели ГСН ракеты, но упорно подставляет плоскость - с такой проекции очень неудобно запускать ракеты и скорее всего после старта она уйдет мимо цели, зато очень удобно пройтись очередью, если скорость цели и твоя текущая перегрузка позволяют навести метку пушки на цель.
Наконец, не последнее место по значимости в БВБ (да и в ДВБ) занимает остаток топлива, что редко учитывают летчики поршневых пепелацов, поскольку их боекомплект кончается гораздо раньше топлива. Несмотря на то, что его много - несколько тонн, на форсаже сгорает оно очень быстро. В результате еще один способ проиграть воздушный бой - остаться без топлива. С малым остатком нельзя использовать форсаж (иначе те жалкие 500кг, которых должно было хватить минут на 10 полета на скорости 600км/ч - уйдут за несколько десятков секунд) и соответственно нельзя эффективно сманеврировать от ракеты или уйти от огня пушки в разгон. Как ни крути - это поражение :) Однако маловероятно, что к этому приведут умелые действия противника - скорее таков результат неверной оценки собственных возможностей перед началом боя аля "да у меня две тонны, на трех человек хватит!" :) Лично мне сложно представить себе метод, благодаря которому мой противник всегда будет использовать форсаж - а я не буду. Разве что сидя на 15км аки космонавт в ДВБ закидать его сверху ракетами - но с таким успехом он просто уйдет домой, пока я буду с этой высоты слезать, а то и вовсе уклонится от боя с таким "бесперспективным" соперником.


Что касается штурмовиков - то их поведение на поле боя тоже сильно изменилось. И если при вылетах на Ил-2 есть какое-то ощущение суицидальности моих действий, ведь чтобы убить зенитку надо думать как зенитка подойти к этой самой зенитке на дальность выстрела, таким образом при атаке мы можем стрелять друг в друга одновременно и тут уж кому больше повезет! - то при вылетах на каком-нибудь су-25 или а-10 такого ощущения нет, поскольку я могу атаковать цель за границей действия зенитного пушечного и пулеметного орудия, а если даже и влетать в опасную зону - то весьма не надолго. Разве что калибры стали побольше и поскорострельнее и там где летчику ил-2 в лицо летит один патрон 7.92 - летчику су-25 летит десяток 30мм ОФ-снарядов :(
Повышение эффективности современных штурмовиков связано не только с использованием управляемых ракет, но и управляемых авиабомб: когда можно скинуть какой-нибудь JDAM или КАБ как попало (с точки зрения свободнопадающей бомбы) с высоты 6км, и он "приземлится" точно в люк едущего танка (ну ладно, если это JDAM - то стоящего танка) независимо от "скилла" летчика - словами это не передаваемо, это чистый восторг при виде влетевшей ровно в цель бомбы. Оптические станции, с помощью которых возможен поиск целей на дистанции до 40км (причем не только в видимом диапазоне, но и ИК) этот восторг только усугубляют :)
Концепция "атака вне зоны действия ПВО" справедлива и для зенитных ракет, атака лихим наскоком в зоне действия ПВО штурмовиками обычно не выполняется. Просто для сблюдения этой концепции свои ракеты надо брать "потолще", либо используется специализированный тип противорадарных ракет с пассивными головками наведения на источник облучения. Разве что знакомиться с серьезным ПВО полетит не штурмовик, а вот этот товарищ:

С огромным хуищем контейнером РТР под брюхом:

Но это уже совсем другое порно.


[КДПВ!]

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments